Единственное жильё у должника при банкротстве не отнимают. Так сказано в статье 446 ГПК РФ. И всё? На этом можно ставить точку?
Куда там! Количество прецедентов, когда должники излишне сильно верили в силу закона и в итоге лишались своего имущества, растёт пропорционально количеству банкротов. Однако судам надо отдать должное. Как правило, они ставят здравый смысл выше законов — и поэтому в большинстве случаев решения отнять единственное жильё выглядят обоснованными и справедливыми.
К единственному жилью относят жилую недвижимость, которая находится в собственности гражданина. Это может быть частный дом, квартира или комната. Основной акцент здесь нужно делать на слове «жилая». Какая недвижимость относится к жилой, подробно рассказывается в ст. 16 и 22 ЖК РФ.
Согласитесь, владелец апартаментов — это звучит круто и солидно. Но на самом деле человеку, который купит апартаменты, не позавидуешь — потому что с юридической точки зрения это не жилая, а коммерческая недвижимость. Дело не только в том, что содержать апартаменты дорого. Если вдруг дойдёт до процедуры физбанкротства, апартаменты заберут у физлица и продадут. Ст. 446 ГПК не сможет их защитить, даже если фактически такая недвижимость более пригодна для проживания, чем любая квартира в «коммуналке».
Статус единственного жилья не зависит от того, проживает ли там должник постоянно и прописан ли там вообще. Важно только право собственности. То есть гражданин может, например, жить с мамой, а свою единственную квартиру сдавать в аренду. Даже при том, что, лишившись квартиры, он явно не останется «на улице», его квартира будет иметь исполнительский иммунитет.
Есть 3 условия, при которых единственное жильё могут отобрать у банкрота за долги.
Если квартира в залоге и ипотека до конца не погашена, то такая недвижимость не исключается из конкурсной массы. Пока заёмщик не внёс последний платёж по ипотеке, и не снял обременение в виде залога (ипотеки) с недвижимости, такая недвижимость не защищается исполнительским иммунитетом, даже если фактически является единственным жильем.
Почти наверняка ипотечную квартиру при физбанкротстве продадут. При этом не имеет значения, сколько времени должник платил по ипотеке. Выручка после продажи будет разделена так:
Единственный эффективный способ сохранить вашу ипотечную квартиру — это добиться от суда реструктуризации задолженности. По итогам процедуры вы получите право платить каждый месяц меньше и при этом продолжать жить в квартире, в которую уже так много вложили. Всё, что нужно — убедить суд в своей способности самостоятельно рассчитаться по долгам. Хотите знать, как это сделать? Мы охотно расскажем! Приходите на консультацию в компанию «Нет Долгов» и получите знания, которые помогут вам сохранить жильё!
|
Записаться на консультацию
|
Всё юридическое сообщество следило за делом Анатолия Фрущака, как за бразильским сериалом. Фрущак подал на банкротство при долге около 13 млн рублей и при этом располагал 5-комнатной 3-ярусной квартирой стоимостью более 28 млн рублей. Арбитражный суд и суды двух последующих инстанций исключили квартиру Фрущака из конкурсной массы, дали исполнительный иммунитет, но Верховный суд решил иначе3. Это, пожалуй, самый яркий случай, когда отобрали единственное жильё при банкротстве физ лица.
В деле Фрущака суды сняли с единственного жилья исполнительский иммунитет. Произошло это по причине того, что незадолго до банкротства Должник добровольно отказался от пожизненного права пользования другим жилым помещением. Таким образом Фрущак искусственно придал 5-комнатной квартире статус единственного жилья, что является недобросовестным поведением с целью вывода имущества из конкурсной массы.
Данные действия суд справедливо расценил как злоупотребление правом и отказал в защите права на единственное жилье.
Вывод: при наличии достаточных доказательств у кредиторов прикинуться бедненьким может не получиться.
Разговоры о снятии исполнительского иммунитета с чрезмерного (роскошного) жилья ходят давно. В том числе о необходимости внесения поправок в законодательство неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ. Поправок так и не дождались, поэтому летом 2021 года с подачи Конституционного Суда РФ Арбитражные суды были вынуждены заняться правотворчеством, исходя из существующих норм.
Правовая конструкция изъятия роскошного единственного жилья в процедуре банкротства достаточно сложная и очень редкая, но не стоит исключать такой сценарий развития событий. Формально, «единственное жилье» у должника сохраняется… Кредиторы счастливого обладателя чрезмерно роскошного единственного жилья за свой счет передают в конкурсную массу должника жилое помещение, пригодное для проживания и соответствующее нормам предоставления (ЖК РФ) по площади. В результате чего в собственности должника оказывается два жилых помещения: роскошное и обычное. Далее статус единственного жилья присваивается более скромному помещению, а роскошная недвижимость продается с торгов. С вырученных денег сначала возмещение расходов получают кредиторы, предоставившие другое жилье, а оставшиеся суммы распределяются в соответствии с реестром требований кредиторов.
Это остаётся на усмотрение суда. Не факт, что отберут самую дорогую квартиру, а самую дешёвую оставят. Для суда важен состав семьи — чтобы площадь сохраняемой за должником квартиры была достаточной для проживания всех членов «ячейки общества». В противном случае может возникнуть юридический казус: суд оставит семье крошечную квартиру, тем самым сделав её нуждающейся в улучшении условий. Потом семья сможет претендовать на субсидию для покупки большей по площади квартиры.
Суд обращает внимание и на так называемый центр жизненных интересов должника. Например, если гражданин работает на востоке Москвы и его дети ходят в школу в ВАО, ему оставят квартиру именно в этом районе столицы — даже если она существенно больше и дороже той, что на западе. В основу решения закладывается факт действительного проживания гражданина и членов его семьи в конкретном помещении.
Не важно, находится ли единственное жилье в единоличной собственности должника или является совместно нажитым с супругой — такую недвижимость всё равно продавать не станут. Если же в браке супруги нажили несколько объектов недвижимости, ситуация может оказаться неприятной.
Согласно традиционному сценарию, «лишнюю» недвижимость супругов при банкротстве одного из них выставляют на торги. Когда имущество реализуют, 50% от вырученных денег передают второму супругу. Вроде бы справедливо — правда, есть одно «но». Недвижимость на торгах часто продают гораздо дешевле рыночной стоимости — чтоб поскорее. Если считать относительно рыночных цен, второму супругу достаются «жалкие» 30-35%.
Занижение стоимости имущества должника при банкротстве — в порядке вещей. Обычно для гражданина это не имеет значения, поскольку долг списывают целиком независимо от того, какая его часть покрыта вырученными от распродажи деньгами. Однако если речь о совместно нажитом имуществе, семья из-за занижения стоимости понесёт финансовый ущерб.
Если вы сомневаетесь, что имущество вашей семьи оценено по достоинству, обратитесь к нам в агентство «Нет Долгов» за консультацией. Мы подтвердим или развеем ваши опасения, а также при необходимости поможем оспорить оценку имущества при банкротстве. |
Записаться на консультацию
|
«Супруг должника, в том числе находящийся в статусе „бывшего“, имеет право требовать раздела общего имущества до реализации через процедуру банкротства. В рассмотрении такого иска могут принимать участие все кредиторы должника, заявившие требования в деле о банкротстве. Если имущество супругов не будет разделено через суд или во внесудебном порядке, исходят из презумпции равенства их долей. Если раздел имущества был после возникновения долгов, в конкурсную массу могут включить имущество — как должника, так и перешедшее его супругу». Мустафина Елена, юрист по сопровождению банкротства физических лиц
Продать жильё перед банкротством можно, но риск того, что сделку отменят, слишком велик. Финансовый управляющий проверяет все сделки будущего банкрота за последние 3 года и, если начинает подозревать, что гражданин пытается как-то обхитрить кредитора, тут же сообщает об этом суду. А у суда точно возникнут 2 вопроса: куда делись вырученные деньги и где должник теперь живёт?
Наверняка судья выстроит такую логическую цепочку: если человек где-то живёт, значит, проданное жилье было не единственным для него и должно было быть реализовано на торгах. А раз человек продал не единственное жилье перед банкротством, значит, он недобросовестный должник. Если суд придёт к такому выводу, гражданину могут отказать в списании долгов. Так что продавать квартиру перед банкротством стоит только при наличии благородных намерений — если хочешь купить что-то поскромнее, а разницу передать кредитору в счёт погашения долга.
Автор: Никишина Анастасия, юрист по сопровождению банкротства физических лиц
Выражаю предельно искреннюю огромную благодарность в первую очередь Белозерову Илье, который вел мое дело, а также Никишиной Анастасии и Гавриловой Карине.
Дело свое знают, работают в высшей степени профессионально. Все четко, все по делу.
Спасибо вам, ребята. Дальнейших успехов вам и побольше клиентов, ведь с такими специалистами за них можно быть спокойным.
Хочу поблагодарить всю компанию Netdolgov.org, и, особенно, Никишину Анастасию за профессиональный, честный и полностью прозрачный труд.
Нам дали хорошую семейную скидку. Так как я диабетик, то через суд помогли мне выбить деньги на лекарства и инсулин.
И не ведитесь ни на какие "говорящие головы" из интернета. Уверяю вас, все непрозрачно и специалистов единицы.
Рекомендую эту компанию всем, кто оказался в непростой жизненной ситуации из-за неподъемных долгов. Теперь я уверенно смотрю в будущее, чего и вам желаю :)
Хочу выразить огромную благодарность компании NETDOLGOV, а именно Белозёрову Илье, Гавриловой Карине, Никишиной Анастасии и всем сотрудникам участвующим в процессе дела!
Очень четкая и слаженная работа специалистов на протяжении всей процедуры, грамотная и доходчивая консультация! Друзья, не читайте глупые статьи в интернете и на форумах о банкротстве, не прислушивайтесь к «диванным специалистам»!
Всем советую идти за консультацией к вышеуказанным высококвалифицированным юристам! Цена и качество выполненной работы на 100 %! Не бойтесь банкротства! Освободите себя от долговой ямы! Спасибо!
Настоящим в соответствии с Федеральным законом №152‑ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года свободно, своей волей и в своём интересе выражаю своё безусловное согласие на обработку моих персональных данных НАЗВАНИЕ КОМПАНИИ, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ по адресу: АДРЕС КОМПАНИИ (далее по тексту - Оператор).
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу.
Настоящее Согласие выдано мною на обработку следующих персональных данных:
Согласие дано Оператору для совершения следующих действий с моими персональными данными с использованием средств автоматизации и/или без использования таких средств: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, передача третьим лицам для указанных ниже целей, а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством РФ, как неавтоматизированными, так и автоматизированными способами.
Данное согласие даётся Оператору и третьему лицу(‑ам) ТРЕТЬИ ЛИЦА для обработки моих персональных данных в следующих целях:
Настоящее согласие действует до момента его отзыва путём направления соответствующего уведомления на электронный адрес ЕМЕЙЛ. В случае отзыва мною согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2‑11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152‑ФЗ «О персональных данных» от 26.06.2006 г.